понедельник, 11 апреля 2011 г.

Обесценивание музыки

Мы живем в удивительное время.


Мы живем во время тотальной, повальной и всеобъемлющей свободы, и в первую очередь – абсолютной, доходящей до абсурда свободы слова.

Говорить стало можно обо всем, везде, всегда и всем. Мы живем под впечатлением, что ограничений просто не существует – материться, оскорблять политиков, поносить друг друга, распространять чудовищные слухи, апеллировать к непроверенной информации и выставлять напоказ как личное, так и откровенно вульгарное ныне никому не запрещено.

К чему это сегодня нас привело и к чему еще не довело, но продолжает упорно вести с точки зрения совести и морали – не мне судить.

Мое дело – разобраться с тем, к чему это привело с точки зрения музыки и нашего, скажем так, музыковосприятия. Ответ лежит на поверхности.


Недавно я читала книгу Андрея Макаревича «Вначале был Звук». Там он акцентирует внимание на том, что для полноценного отдыха человеческому организму нужна абсолютная (!) тишина и такая же абсолютная темнота во время ночного сна.
Совершенно очевидно, что достичь таких условий, живя в современном городе, просто невозможно. Да и не хочется порой – тишина и темнота нас пугают, ибо оставляют наедине с самим собой. А как известно, больше всего среднестатистический современный человек боится одиночества. Поэтому и стремится всячески заполнить свое визуальное и звуковое пространство всевозможными продуктами цивилизации с эффектом присутствия – радио, телевидением, социальными сетями. Замечали?

Естественно, не я одна знаю об этой коварной психологической особенности городского индивида. Гораздо больше моего знают о ней маркетологи, пиарщики, политологи, и – музыкальные продюсеры. То есть именно все те люди, которые, рассчитывая на то, что телевизоры в квартирах у всех работают безостановочно и нет-нет да что-нибудь и запомнится, грамотно приправляют наше «время в эфире» своим «двадцать пятым кадром».

Как результат – невероятная засоренность нашего с вами информационного пространства. И вот тогда, когда оно засорено уже настолько, что становится трудно дышать, – тогда мы начинаем от него отгораживаться: ставим евроокна, надеваем наушники в метро, спим в берушах – чтоб только не слышать всего этого шума.

В той же самой книге, о которой я упоминала ранее, Андрей Вадимович напоминает нам о том, что во времена наших далеких предков каждый – каждый! – звук нес в себе важнейшую для человека информацию и порой имел жизненно важное значение. «В естественной, природной среде каждый звук ценен, потому что он несет в себе конкретную и важную информацию. Зашумело в ветвях – значит, начинается ветер, застучали капли по листьям – пошел дождь, хрустнула ветка – кто-то идет, не к тебе ли?» – пишет Макаревич.

Мы же окружены несметным количеством совершенно бесполезных звуков. И, как следствие, звук как таковой теряет всякую ценность.

Недаром так часто сейчас говорят – «слово – пустой звук». То есть, во-первых, слово становится пустым и перестает, как у Каммингса, «весить пуд», а во-вторых, таким же пустым становится и сам звук! Ну и какова же в результате ценность произнесенного слова?

То же и в музыке. К сожалению, я вынуждена признать, что музыка как таковая для общества как такового потеряла в цене не меньше, и даже больше, чем звук и слово. Попросту говоря – обесценилась. Ведь если теряет слово – теряет поэзия, литература, если теряет звук – теряет музыка.

Что об этом свидетельствует? Об этом свидетельствует в первую очередь тот факт, что для подавляющего большинства музыка превратилась в фоновый шум, который создается в кафе, общественном транспорте, на кухне – чтобы просто не было так пугающе тихо.

А между тем, разве не тогда, когда тихо, и начинаешь по-настоящему ценить звук?
Второе свидетельство обесцениванию музыки – ее общедоступность. Причем скорее – не общедоступность музыки для конечного пользователя, то есть непосредственно слушателя, а общедоступность средств для ее создания. Музыка больше не рождается в муках, в поисках, не выверяется каждый аккорд, не «причесывается» каждое слово. «Музыку» создают либо в коммерческих целях, либо в развлекательных (за которыми тоже нередко кроется коммерческий интерес).

Нет, безусловно, существует немало музыкантов и музыкальных коллективов, создающих и записывающих настоящую музыку. О них в дальнейшем и пойдет речь. Но оглянитесь! процент этой музыки по сравнению с общим засильем звуков, ею именуемой, на сегодняшний день ничтожно мал.

И причиной тому:
1.        Вседозволенность и неограниченная свобода.
2.       Высокий потребительский спрос на «шумовой фон».
3.       Общедоступность и открытость музыкальной индустрии.
4.       Как следствие, обесценивание музыки.

И в результате мы имеем непрерывную какофонию из всевозможных вариаций на тему «муси-пуси», среди которой нам – и поколению в целом – предстоит обнаружить, вычленить, изучить и сохранить то настоящее, то красивое и волнующее, то, от чего учащается сердцебиение и по коже бегут мурашки – настоящую музыку.

7 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательный пост, сам являюсь приверженцем подобных мыслей. Подписался на блог.:)

    ОтветитьУдалить
  3. Глеб, спасибо!
    В ответ хотелось бы познакомиться с вашей музыкой.

    ОтветитьУдалить
  4. Отрадно слышать.:) Наверное, с этим придётся немного подождать - альбом сейчас как раз сводится, достаточно скоро должны закончить. на всевозможных Майспейсах висят, конечно, демки и инструменталы... Ну, вообщем, на всякий случай, вот: http://myspace.com/ellevenproject , если в качестве беглого знакомства устроят полуфабрикаты. :)

    ОтветитьУдалить
  5. "самый яркий свет - ночь", да.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить