вторник, 7 июня 2011 г.

РЕАЛЬНО ЛУЧШЕ! Интервью с группой martiansdoitbetter


Интервью с группой martiansdoitbetter состоялось спонтанно, без привязки к какому-либо событию или теме. Просто, оказавшись в одном месте в одно время с гитаристом и вокалистом группы Даней Меркуловым, мы сошлись на мнении, что нам будет о чем пообщаться под диктофон. Разговор произошел на репетиционной базе «Марсиан», где к нам присоединился барабанщик Саша Эйдельман. Говорили об истоках и идеях группы, об их музыке и о музыке как таковой, решив пока не касаться личностей и посторонних тем.
Перед интервью я предупредила ребят, что задам несколько стандартных, шаблонных вопросов в надежде, что они помогут мне раскрыть суть нового для Украины явления – дуэта martiansdoitbetter. Даня успокоил меня, сказав, что у них еще не сложился список журналистских вопросов, которые бы их раздражали, и я включила диктофон.






В: Итак, чему же мы обязаны появлением martiansdoitbetter – как произошло ваше знакомство и объединение в одну команду?

Саша: Так получилось, что я долгое время провел за границей, а вернувшись в Украину, решил почитать объявления о поиске музыкантов. Дело в том, что не играть вообще я не могу – я это делаю уже, на секундочку, двадцать лет. Вопроса о том, где стоит искать, у меня не возникало – я сразу пошел на форум Политехнического института, потому что я знаю, что там самые лучшие ребята. Объявлений там была масса, но чем-то меня привлекло именно Данино – видимо, я что-то почувствовал. (к Дане) Кстати, а ты-то почему именно меня выбрал? Там же наверняка не я один был?

Даня: Так ты же меня пивом угостил! Вообще, у нас было много разных составов: гитарист-басист-барабанщик, гитарист-басист-вокалистка, всего не вспомнить. Но вот в итоге мы остались вдвоем с басистом и поняли, что нам нужны барабаны. Тут появился Саша, и у нас как-то сразу все сложилось. Басист впоследствии отпал, и мы стали играть вдвоем.

В: Вдвоем играть труднее или легче, чем с командой? Я имею в виду как техническую, так и моральную сторону.

С: С технической стороны гораздо легче. Мы, по-моему, сейчас единственная группа в Киеве, которая не делает саундчек. Просто приходим, Даня включил гитару, я сажусь – и поехали. Мы и приезжаем на площадку за пятнадцать минут до выступления. И без нервов, спокойно, с ходу играем. Хотя чек мы не делаем, может, еще потому, что в большинстве клубов отстраивай – не отстраивай, все равно потом все не строит. По крайней мере, раньше так было.

Д: Да, вдвоем легче. Хотя, с другой стороны, если мы начинаем ссориться, или кто-нибудь уходит из группы – все, кранты. А мы, на самом деле, поочередно уходим из группы. Вообще, есть много команд, которые успешно играют вдвоем – те же White Stripes.

В: Вас, кстати, уже успели окрестить украинскими White Stripes

С: Да, я уже думаю, может, мне пора выступать в парике таком черном и красной юбке?

Д: Мне вообще не очень нравится эта параллель. Да, я люблю White Stripes, но они делали свое, мы – свое. Я бы ни в коем случае не стал называть нас продолжателями традиции, или что-то в этом роде, как говорят. Люди сравнивают нас просто потому, что мы дуэт, и они были дуэтом.




В: Хорошо, не White Stripes, но кто-то же повлиял на твою музыку. Каких можешь назвать музыкантов?

Д: Nirvana, конечно же, я очень люблю эту группу. Queens of the Stone Age еще, отличная команда… Pixies, Eagles of the Death Metal, ну и много других, наверное, сразу сложно все назвать.

В: Когда ты пишешь песню, сначала рождается мелодия или текст? Или этот процесс параллелен?

Д: Точно мелодия. Мой английский далек от совершенства, поэтому с текстами бывают проблемы, Саня их потом правит бесконечно, и в итоге получается на девяносто процентов его текст. Я, конечно, не всегда согласен с его вариантом того, что я хотел сказать, но что делать.

В: А почему поешь по-английски?

Д: Я просто картавлю, стесняюсь.

В: Когда играете, пытаетесь своей музыкой донести какую-то мысль, передать идею, или просто ловите кайф?

С: Однозначно ловим кайф. Это же наша музыка, мы ее сделали, и мы играем всегда только то, что нам нравится. Но когда ты сам получаешь кайф от того, что делаешь, зрители это чувствуют, и им, я верю, наш кайф тоже передается. Мы не несем какой-то глобальной идеи, мы просто делаем хорошую музыку.

В: Не возникает трудностей с передачей звуковой картины за счет того, что вас только двое?

Д: Бывает, да, что чего-то как бы не хватает. Но это на самом деле такие перманентные маленькие случаи, которые не сильно влияют на общую картину того, что мы играем. У меня, в принципе, бывают иногда какие-то переживания на этот счет… Ну, что я не могу, допустим, зарядить какого-то плотняка жесткого.

С: Знаешь, я до сих пор ищу басиста, но, к сожалению, мы до сих пор за полтора года никого не нашли. Потому что у нас достаточно жесткие критерии.

Д: Только имей в виду, это Сашины критерии, потому что мне лично все равно.

С: Да. Мы ищем либо девушку-мулатку (либо темнокожую), умеющую играть на бас-гитаре, либо это должен быть взрослый усатый человек, который ходит в косухе.

В: Это чисто эстетические, визуальные предпочтения, или они продиктованы какого-то рода убеждениями?

С: Да, это визуальные предпочтения. Умение играть на бас-гитаре, естественно, обязательно, но помимо этого, должна быть вот такая визуализация. Но мы до сих пор этого не нашли. У нас были попытки, когда я, например, один раз остановил девушку на улице, или нет, даже на нашем концерте, кажется, в Labgarage… Такая там девчонка была, она пила бутылку пива. Ну вот я подошел к ней и говорю: «Извините, Вы случайно не играете на бас-гитаре?» А она говорит: «Не, не иГраю», с таким характерным «г». Это было забавно.

В: Есть ли какие-то факторы, обстоятельства, которые нужны, чтобы написать песню?

Д и С: Вообще никаких!

С: Только ж не песню, а хит… У нас вот, например, что ни репетиция, то минимум два хита. Если мы не пишем хит, мы вообще песню просто отбрасываем.

В: А пишутся песни непосредственно на репетиции?

Д: Нет, я пишу заготовку, допустим, пятнадцать песен, прихожу на репетицию – и мы выбираем из них две. Обычно это происходит так.

С: Мы пишем спонтанно. Есть песня – и мы просто разукрашиваем ее, как елку, пытаемся придумать, как она будет звучать оптимально хорошо. Если нам нравится, как она звучит – мы ее играем и записываем в один длинный список, можешь посмотреть (показывает список).




В: Я так понимаю, на альбом уже материала более чем достаточно?

Д: На четыре.

С: Ну почему на четыре? Сколько должно быть в альбоме песен, двенадцать? Двенадцать умножить на пять – шестьдесят, значит, на пять как минимум. Не вышел еще ни один, но мы в процессе. Первый точно выйдет рано или поздно, мы его очень долго записывали… То есть записали-то мы его очень быстро, за два дня…

Д: Без вокала.

С: Да, без вокала. С вокалом – за две недели. Он сейчас в процессе доработки, мы сводим его, доводим до совершенства. Но после того как мы его записали, мы очень много играли в клубах, было не до него, и потом мы посмотрели, сколько у нас появилось новых песен, и просто не смогли их не записать, потому что это необходимо было срочно запечатлеть. И мы пошли в студию – и записали, считай, второй альбом. Опять-таки, без голоса. А без голоса – потому что Данины тексты не всегда выдерживают мою критику, и мне нужно будет улететь куда-нибудь на Карибы, чтобы спокойно сесть и все прописать.

В: И когда мы можем ожидать готовой пластинки, можете сказать?

Д: О-о-о, я не знаю. Это зависит от нашего технического адвоката.

С: Да, у нас есть технический адвокат. Это наш близкий друг, его зовут Небор, он широко знаменит в узких кругах и он очень классный парень, большой идеалист. Он занимается технической стороной нашей группы, в частности, помогает с записями… А вообще, живьем мы звучим намного лучше, чем в записи. Очень тяжело сделать такой альбом, который донесет все то, что есть на концерте. Мы вообще концертная группа… (к Дане) Как ты считаешь, Даня?

Д: Да, мы однозначно скорее концертная группа. Наверное, если бы у меня появилась возможность засесть на студии и писать так, чтобы постараться передать все, что мы передаем на концертах, я бы там, думаю, просидел год, и все равно бы из этого ничего не получилось. Когда мы что-то записываем – мы делаем это быстро, за один день: пришли, записали все как есть – и все.

С: Запись у нас скорее для внуков, чем для нас. А вот на концертах уже намного интереснее, то, что ты даем на концертах – это правильно. Потому что там все именно так, как оно должно звучать.

В: Но вы не отрицаете необходимости студийной записи?

С: Безусловно, не отрицаем. Для будущих поколений. Кстати, я не знаю, считать ли себя украинской группой. Я не понимаю этих границ… (к Дане) Вот ты считаешь нас украинской группой?

Д: Нет, мы граждане планеты Земля, граждане мира. Есть просто такая вот Вселенная Рок-музыки, которая, мне кажется, не подчиняется границам государств.

В: Кстати, если говорить об «украинской» музыке, есть в непосредственной близости коллективы, которые вас радуют, которые вы с удовольствием слушаете, с которыми вам хотелось бы играть?

С: Мы ищем такие коллективы. Я лично всегда их ищу.

Д: Почему, вот у меня уже есть такие. Например, Stepan I Meduza. Еще мне нравится группа M.Others. Они очень абстрагированно относятся к музыке, и поэтому, мне кажется, у них получается очень классно.

С: Кстати, да, есть такая закономерность. Я, например, не слишком ответственно подхожу к музыке, скорее, я к этому отношусь поверхностно. Я не пытаюсь все в деталях изучать или, скажем, соблюдать какие-то каноны, это все не по мне. Я делаю так, как мне делается, и все. Я не скажу, что мы делаем музыку идеально, нет, есть множество людей, которые делают ее намного профессиональнее, правильнее. Но я лично – я слышу ее вот так.

В: То есть что в итоге первостатейнее: техническая составляющая, профессионализм игры или дух, переданный эмоциями?

Д: Как по мне – то дух.

С: Ну, понимаешь, дух – это тоже еще не все. Тяжело донести дух, если ты играешь плохо. Ты должен играть хорошо, то есть профессионализм в какой-то степени должен присутствовать по умолчанию.

Д: Согласен. Хотя то, нужен ли тебе вообще профессионализм, зависит и от той музыки, которую ты играешь. В нашей, например, высокого профессионализма не нужно.

С: Подожди, как это – не нужно? Вот ты, например, хорошо играешь на гитаре. Есть люди, которые говорят, что ты вообще играешь лучше всех в городе Киеве. Я имею в виду, с точки зрения альтернативной гитары.

Д: Я просто никогда не углубляюсь в техническую сторону игры. Хотя, конечно, определенный уровень техники должен быть. Но главное – что ты хочешь сказать.

В: Правда ли, что все рокеры – импрессионисты, пытающиеся показать свое отношение к действительности?

Д: Если проводить параллель с художниками – то там же все просто. А тут же можно лучше передать свой внутренний мир. Мне кажется, что большинство известных музыкантов, кроме, конечно, революционных коллективов типа Rage Against The Machines, больше передают свой внутренний мир, нежели то, что они видят вокруг. Если ты называешь это импрессионизмом, то я спорить не буду, но мне самому так не кажется. Во всяком случае, я не стремлюсь описывать то, что вокруг меня происходит. Может быть, конечно, в моей музыке есть вкрапления недовольства чем бы то ни было, или, напротив, – радости, одобрения. Но в основном – это внутренние переживания, не вызванные тем, что происходит.

С: Я вообще, честно говоря, не понимаю, что мы играем. Даня это обозвал словом garage, но я не совсем понимаю, почему именно так. Честно скажу: я играю то, что мне нравится, и никакой вообще идеи не закладываю. Просто я знаю, что мне это ну ооочень нравится, и люди, которые слушают, наверное, тоже это чувствуют. Ведь на самом деле все, что мы делаем, мы делаем для себя. Мы эгоисты.

Д: Ну, для мамы еще...

С: На самом-то деле, все музыканты – эгоисты. Хотя сам я с этой идеей очень долго боролся. Но по факту получается, что все они были эгоистами и играли для себя. Ведь они играли то, что нравилось именно им.




В: Как вы относитесь к копированию, «подсматриванию» у других музыкантов? Имеет ли копирование место быть, или каждый должен изобретать свой собственный велосипед?

Д: Я думаю, эти два процесса параллельны – ты сначала копируешь у кого-то, а потом на этой основе создаешь что-то свое. Все это очень связано. Просто ты можешь остановиться на копировании, а можешь этот процесс обогнуть и делать что-то свое. В любом случае, что бы ты ни делал, всегда найдется человек, который сможет провести параллель между твоей музыкой и тем, что было до тебя. Или даже с тем, что есть параллельно с тобой.

В: Когда вас сравнивают с той или иной группой, называют похожими, вас это не обижает?

Д: Ни в коем случае. Наоборот, это даже забавно: иногда сравнивают с такими группами, о которых я вообще никогда не слышал.

В: С кем сравнивают чаще всех, кроме White Stripes?

Д: С другими известными дуэтами. Есть, кстати, такое предвзятое отношение к дуэтам, что, мол, это очень быстро исчерпывающий себя источник вдохновения, потому что играют только вдвоем. Хотя никто, например, не обращает внимания на то, что тысячи команд играют панк только втроем. Мне кажется, что если в ближайшее время появится еще десять дуэтов, и они будут хорошими – это не будет плохо.

В: Мне недавно подсказали одну очень резонирующую с вами группу – Daisy Chainsaw.

С: Странно, а вот мы даже и не слышали. Давай послушаем? Я сейчас найду.

В: Пока Саша ищет песню, скажите, что вернее: жить, чтобы играть, или играть, чтобы жить?

Д: Я по-другому немного это интерпретирую: играть, чтобы не загнуться.

В: На сегодняшний день рок – это революция? Или это просто ветвь искусства, не имеющая социальной окраски?

Д: Как по мне, то все команды, которые в свое время несли революционный характер, в какой-то момент просто запутывались в этом, запутывались в своих же идеях, которые они несли. Поэтому сейчас надо исходить из того, что мы подразумеваем под словом «революция» – революция локальная, в плане, скажем, стилистической направленности, или революция в плане социальном. Мне кажется, что все группы, которые выступают по «социальщине», в какой-то момент просто себя изживают. А если творить революцию такую узенькую, чтобы даже никто не догадывался, что это революция...

С: Но мы с тобой не революционеры.

Д: Нет, мы ни в коем случае не революционеры в плане идейности какой-то. А в плане звука – да, стараемся. Стараемся обходить какие-то известные клише, что-то новое делать. И скорее даже больше оперируем мелодией, нежели звуком или какими-то меганавороченными эффектами.

В: Звук, мелодия, эффекты – основной массив этих функций в рок-музыке возлагается на гитару. Даня, расскажи о своей гитаре: как ты с ней познакомился, почему выбрал именно ее, что в ней особенного?

Д: Эту гитару мы благодаря Саше обрели, общими усилиями доставили ее из Объединенного Королевства, из Англии. Таких гитар много, на самом деле, и ее покупка, откровенно говоря, была очень спонтанной, типа «о, гитара, классный цвет – buy!» Хотя, если честно, мне всегда нравилась группа Nirvana, я повторюсь на этот счет, и очень всегда нравился звук гитары у них. А так как гитарист «Нирваны» играл на «Ягуаре», я подумал, что неплохо было бы и себе такую: мне казалось, она может все мои потребности и желания исполнить.

С: А мне больше всего понравилась форма этой гитары, она очень правильная.

В: А вас никогда не посещала идея поменяться инструментами в качестве эксперимента? Я знаю, что Даня, например, неплохо играет на барабанах.

С: Нет, на этот счет я категорически против. Тут как в «Собачьем сердце»: «давайте каждый будет заниматься своим делом».

В: Что ж, жаль, но я вас понимаю. Напоследок хотелось бы задать вам вопрос, который вы, я думаю, услышите еще миллион раз. Очень интересует ваше компетентное мнение: есть ли все-таки жизнь на Марсе?

Д: Безусловно.

С: Да, мы свято верим в то, что она есть.




В: И пока вас еще не утомили окончательно вопросами о названии группы, хотелось бы разобраться: «марсиане делают это лучше» подразумевает неизвестных нам жителей Марса, которые «это» делают лучше, или же вас самих в роли марсиан, которые лучше?

Д: Нет, мы – как бы посланцы.

В: Оттуда – сюда?

Д: Нет, не оттуда сюда, мы не имеем никакого отношения к марсианской экспансии, которая, пожалуй, скоро осуществится.

С: Мы просто очень иронично подходим к музыке. Нам, вот честно скажу, наплевать… Наплевать на то, что думают остальные. Мы делаем то, что нам нравится, мы услышали что-то, и нам показалось, что это правильно…

Д: Слушай, можно я лаконично тебе это все скажу?

В: Давай.

Д: Реально лучше.

С: Реально лучше, да. Пожалуй, так.


Беседовала Влада Григорова

Комментариев нет:

Отправить комментарий